Материал взят с блога darriuss
Во второй половине 1970-х годов (по разным данным в 1976 или 1980) в Минске на перекрестке улиц Тимирязева и Орловской появилась АЗС с павильоном необычного вида. В народе эту заправку стали называться «финской» — по городской легенде, строилась она по финскому проекту. По малости лет я запомнил только АЗС на перекрестке с Орловской, но старшие и более наблюдательные товарищи подсказали, что таких заправок в Минске и окрестностях было как минимум целых три — на той же Тимирязева напротив радиаторного завода существовало заведение, обслуживающее государственные машины, а третья станция расположилась на старой московской трассе в районе Смолевичей. Как установило следствие, «финскую» заправку на Тимирязева-Орловской снесли в 2003-2004 году, и к 2006-му на ее месте построили «Тойота Центр Минск» (владельцев которого вскоре посадили, боженька все помнит), «государственную» выпилили еще раньше, а вот загородная сохранилась до наших дней. Недели полторы назад я изучал Смолевичи, и заодно заскочил отснять уходящую натуру. По всему видно, жить ей осталось недолго.
Единственное прижизненное фото «финской» АЗС, которое удалось обнаружить совместными усилиями в справочнике «Минск», 1983 года издания, где оно сопровождает статью «Автозаправочные станции». Из оной также можно выяснить, что в Минске начала 1980-х было 12 АЗС (три пригородные), и «финские» скорее всего носили номера 5, 7 и 11.
Фото в энциклопедии как раз смолевичской заправки. Сравните фотографии, снятые с разницей в 30 лет. Увы, убиты оказались оригинальные навесы над колонками и гораздо меньше стало машин, но мачта на заднем плане справа сохранилась, и лес подрос. И да, принадлежит АЗС уже не объединению «Белавтозаправка», а «Газпромнефти».
synthart любезно подсказал возможный источник вдохновения для авторов (финских?) проекта АЗС. Это завод по разливу в бутылки рома «Бакарди», построенный известным испано-мексиканским архитектором Феликсом Канделой в 1958-60 гг. в пригороде Мехико Куаутитлане (соседнее административное здание для «Бакарди» в те же годы строил сам Мис ван дер Роэ).
Кандела был одним из пионеров использования гипаров (гиперболических парабалоидов) в конструкции зданий из монолитного железобетона, но он сам признавался, что конкретно завод «Бакарди» строил под впечатлением от главного терминала международного аэропорта Сент-Луиса, построенного в 1956 году знаменитым японцем Минору Ямасаки, будущим автором башен-близнецов ВТЦ в Нью-Йорке.
Кандела был одним из пионеров использования гипаров (гиперболических парабалоидов) в конструкции зданий из монолитного железобетона, но он сам признавался, что конкретно завод «Бакарди» строил под впечатлением от главного терминала международного аэропорта Сент-Луиса, построенного в 1956 году знаменитым японцем Минору Ямасаки, будущим автором башен-близнецов ВТЦ в Нью-Йорке.
Ямасаки в Сент-Луисе, Кандела в Мехико и безвестный финн под Смолевичами — эволюция архитектурного образа, мда.
В павильоне помимо кассы и, как я понимаю, магазина запчастей, располагались СТО и мойка.
Судя по всему, здание собрано из металлоконструкций, а не из железобетона.
Состояние печальное, павильон полузаброшен, и жить ему осталось, думаю, совсем недолго. Закончит «Газпромнефть» ребрендинг доставшихся ей от «Славнефти» АЗС, снесет ржавую старушку и построит что-нибудь в современном стиле.
Но старые эти формы под определенными ракурсами все равно шикарны.
Запомним их хотя бы такими в эту осень патриарха всех наших АЗС.
|