Добавка Р-9 превращала автомобильный бензин в авиационный.
Горючее в годы войны с баз производства в части поступало марки Б-78 с октановым числом 78, не этилированным. А для двигателей самолетов АШ-82ФН, установленных на наших истребителях, требовался авиабензин с октановым числом не ниже 95. Для повышения октанового числа и приготовления нужного нам бензина в часть поступала ядовитая жидкость с тетраэтилсвинцом, имевшая наименование по номенклатуре Р-9. Достаточно на 1 килограмм авиабензина Б-78 добавить 4 миллилитра этой жидкости, и октановое число его возрастало до 95. Бензин теперь имел наименование 4Б-78.
Делалось это так: у нас на основном складе горючего вначале в бензозаправщик (БЗ) закачивали бензин Б-78, а затем на расходном складе после подсчетов и определения количества этиловой жидкости в эту же емкость заливалось нужное количество жидкости Р-9. В бензозаправщике система вентилей открывалась по схеме «на циркуляцию», горючее перемешивалось с жидкостью, и через 3–5 минут бензин с октановым числом 95 был готов, бензовоз пломбировали и он уходил на заправку боевых самолетов. Всех вроде все устраивало, но жидкость Р-9, как я уже говорил, благодаря содержанию тетраэтилсвинца, являлась сильно ядовитой. Достаточно нескольких глубоких вдохов ее или обильного попадания на кожу, как человеку становилось нехорошо, вплоть до обморочного состояния. А попадание в организм больших доз жидкости приводило к смертельным исходам. Поэтому работать с ней приходилось очень осторожно, так я делал сам и строго спрашивал со своих подчиненных — обязательно в противогазе и в резиновых перчатках. Причем допуск в это хранилище и залив жидкости в БЗ разрешались только мне, зав. складом и лаборанту. Эти нужные меры предосторожности очень усложняли нашу работу. БЗ за горючим и, соответственно, за Р-9 приезжали каждый час, а то и чаще.
Заправка топливом истребителя Як-9 из 14-го гвардейского истребительного авиаполка. Рядом с самолетом аэродромный заправщик БЗ-35 на базе автомобиля ЗиС-6.
В хранилище был всего один противогаз, хорошо, что наши физиономии имели один размер, мы его надевали, не боясь, что где-то подсосется воздух. Но постоянно запотевали стекла, особенно в холодный период. Приходилось чистить стекла — ведь требовалось налить точное количество Р-9 в соответствующий мерник. Все попытки моих подчиненных «по-быстрому, без противогаза» налить из бочки и залить Р-9 в БЦ строго пресекались. За все время службы в батальоне аэродромного обслуживания до Дня Победы у нас не было никаких серьезных отступлений от обращения с ядовитой жидкостью. Это отмечалось внутрипроверочными комиссиями и офицерами отдела снабжения горючим фронта.
Из книги Владимира Рыбакова «Записки офицера службы горючего»
|