сайт для профессиональных нефтяников
Главная » Статьи » История нефтяной промышленности » Снабжение бензином населения

Русские нефтяные продукты

Русские нефтяные продукты (Russian Oil Products, R.O.P.)

Русские нефтяные продукты (РНП) — британская компания с торговыми связями в СССР была создана в 1924 году. В течение одного года РНП создала успешную сбытовую сеть предлагающую бензин по конкурентоспособной цене. При создании в Великобритании Нефтяного совета (1939 год) компания Русские нефтяные продукты была фактически национализирована. Вполне возможно, что на прекращение деятельности РНП внесло свой вклад военное время и затрудненная доставка бензина и моторного масла. В 1940 году топливные резервуары и трубопроводы были переданы в транспортную компанию Гранд Юнион Канал. В 1948 году компания РНП была ликвидирована, а активы были переданы нефтяной компании Регент (Regent).

Во время первой мировой войны в 1914 — 1918 годах британское правительство было единственным импортером нефтепродуктов. Розничная продажа бензина оставалась в руках существующих топливных компаний, для каждой из которых был определен своя квота на топливо, учитывающая сложившуюся долю на рынке и права на распространения топлива в определенных районах. Такая модель продажи топлива действовала и во время Второй мировой войны.

После первой мировой войны быстрое развитие транспортных средств для частного и коммерческого использования привело к увеличению потребления бензина и росту числа автозаправочных станций. Для открытия частной автозаправочной станции необходимо было иметь небольшой капитал, который использовался для первоначального взноса, остальная сумма давалась в длительную рассрочку, предоставляемую нефтяными компаниями. Нефтяные компании так же занимались обслуживанием автозаправочных станций и их ремонтом. В 1920 году Англо-американская нефтяная компания представила первые ручные бензоколонки, имеющие подземные баки на 300 и 500 литров. После этого частные бензозаправки, которые раньше продавали бензин в канистрах, теперь быстро переходили на насосные бензоколонки. Среди нефтяных компаний развернулась борьба за размещение своих марок бензина на частных заправках. К 1929 году в Великобритании насчитывалось около 28 000 автозаправок, а количество бензоколонок превышало 60 000. К 1938 году общее количество автозаправочных станций возросло до 35 000, на которых было установлено более 100 000 бензоколонок. В год одна автозаправочная станция продавала 110 000 литров бензина или 35 000 литров на одну бензоколонку. Многие станции быстро развивались и были рентабельными, однако были заправки, которые разорились и были брошены.

В 1939-1940 годах были национализированы четыре розничных и независимых компании. Среди независимых компаний наиболее крупными были Поуер Петролеум (основанная в 1923 году) и Русские нефтяные продукты (основанная в 1924 году), обе эти компании продавали бензин, поставляемый из СССР через Батумский порт в Черном море. Данный бензин был значительно ниже по стоимости по сравнению с другими компаниями, что способствовало их быстрому успеху.

С целью ослабления зависимости от продажи нефти крупнейшим западным компаниям, правительство СССР с 1924 года начало активно развивать собственную сбытовую сеть за рубежом, особенно в тех странах, где советские продукты уже были известны потребителям. В августе 1924 года в Великобритании открывается советская компания под названием Русские нефтяные продукты (Russian Oil Products, R.O.P.) с целью организации розничной торговли нефтепродуктами. Правовым основанием для организации компании послужил торговый договор, заключенный между СССР и Великобританией в 1921 году. К началу 1925 года РНП создала свою собственную сбытовую сеть, построила базы для хранения нефтепродуктов в Бристоле и Кардиффе, и активно вступила в конкурентную борьбу с местными сбытовыми компаниями. В начальный период времени РНП проводит демпинговую политику, и реализовывает нефтепродукты по стоимости на 1-3 пенса меньше, чем у конкурентов. Советской компании удалось захватить значительное место на британском рынке, так из 250 тысяч тонн смазочных материалов, импортируемых в Великобританию за 9 месяцев 1925 года на советские масла приходится около 20%. Масла, продаваемые под торговой маркой «ZIP», стоили 11,5 пенсов за галлон, в то время как масла местных компании продавались по 15 пенсов за галлон.

Несмотря на попытки национальных компаний противодействовать деятельности независимых фирм, продажи последних быстро росли, что было связано с повышением стоимости бензина на мировом рынке и введение в 1928 году налога на бензин в Соединенном Королевстве. Правительство Великобритании было заинтересовано в конкуренции между национальными и независимыми компаниями, чтобы стимулировать рост потребления и удерживать низкие цены на бензин. Уровень цен на бензин установившейся в Соединенном Королевстве, на тот момент, был мало привлекателен для нефтяных компаний. В январе 1929 года национальные и большинство независимых компаний достигли соглашения в том, что бензин, продаваемый под марками компаний, будет иметь четкую стоимость по всей стране, а так же были утверждены правила оптовой торговли между компаниями, что привело к выравниванию цен. После этого соглашения розничная стоимость бензина установилась на уровне 17 пенсов за галлон для РНП и 19 пенсов за галлон для национальных компаний, из них на уплату налогов уходило 9 пенсов.

В 1930-х годах национальные газеты развернули активную деятельность, направленную против демпинговых цен РНП. Газеты призывали бойкотировать русские нефтепродукты. Однако РНП так же вела активную маркетинговую политику, которая заключалась в распространении дорожных карт Великобритании с указанием АЗС компании.

Известно, что начиная с 1931 года, компания Русские нефтяные продукты имела свои склады на речном канале вблизи Блисворт Арм. Первыми директорами склада были С. Нагинский и П. Бычков. К 1938 году компания Русские Нефтяные Продукты имела 35 складов по всей Англии.

Нефтяной совет и Вторая мировая война 1939-1945 годов.

Летом 1938 года основные поставщики нефтепродуктов в Великобританию (Англо-Американская компания, Национальный Бензол, Стандард Ойл, Би Пи, Тринидад Лизхолдс) с одобрения правительства сформировали Нефтяной совет. История умалчивает об отношениях между РНП и Нефтяным Советом. Нефтяной совет первоначально являлся добровольным органом, созданным для рассмотрения проблем поставки нефти в случае войны. С 3 сентября 1939 года рекомендации Совета перестали быть добровольными в исполнении и получили юридическую силу, сам Нефтяной совет превратился в орган исполнительной власти, работающий на правительство. Материальные активы, оборотные средства и людские ресурсы всех топливных компаний были объединены в одну, за что владельцам была выплачена компенсация. Изменение и согласование стоимости, качества и количество поставляемых нефтепродуктов перешло в руки правительства. Нефтепродукты поставлялись членами Нефтяного совета в соответствии с довоенными объемами (исключая смазочные материалы). Регулируемые цены устанавливаются на таком уровне, что бы они только покрывали расходы участников Нефтяного совета. На бензозаправках теперь был только один сорт бензина. Расход других нефтепродуктов используемых для гражданских целей был строго нормирован. По соглашению между правительством Великобритании и Нефтяным Советом, данные меры были действовать до окончания чрезвычайного положения. Однако нефтяной совет продолжал свою деятельность до июня 1948 года. Стоит отметить, что активы РНП были проданы в 1948 году нефтяной компании Регент (Regent), которая затем была поглощена американским гигантом Тексако (Texaco). И нет никаких свидетельств о том, что РНП участвовали в продаже нефтепродуктов после 1940 года.

Политика CCCР и Русские Нефтяные продукты.

Опубликованные материалы дела (№ 144/17917) министерства внутренних дел Великобритании говорят об обеспокоенности тем, что компания РНП занималась сомнительной деятельностью с июля 1932 года по август 1933 года. Чиновники были обеспокоены тем, что данная компания используется в качестве базы для коммунистической политической деятельности, которая ведется с целью шпионажа и саботажа. Так же имеется большое количество сведений того, что работники компании РНП являлись коммунистическими активистами как в СССР, так и в Великобритании. Эти сведения были получены от бывших работников компании. Одним из подтверждающих фактов является то, что в 1932 году И. Володарский, под видом румынского журналиста, пытался заполучить информацию о нефтяной компании Шелл Мекс. Иосиф Володарский являлся агентом ОГПУ, который работал под прикрытием в РНП.

Компания имела свои представительства в Лондоне и Дублине. Есть основания думать, что представительство в Ирландии вело активную шпионскую деятельность. На это указывают некоторые рассекреченные файлы МИ-5, в которых упоминается работник РНП Уильям Денис Кендалл, занимавшийся «не чистыми» делами.

Благотворительный автопробег, поддерживаемый компанией R.O.P.

Канистра с бензином под маркой R.O.P.

Реклама бензина под маркой ROP ZIP.

Категория: Снабжение бензином населения | Добавил: admin (20.04.2012)
Просмотров: 7577 | Теги: 1938, Русские нефтяные продукты, Великобритания, ROP, моторное масло, ZIP, ROP spirit, 1924, бензин

copyright aznunion © 2009-2024
Яндекс.Метрика